Темная глава в бразильской истории Volkswagen

Даже на главном собрании акционеров «Фольксвагена» в Ганновере это событие будет играть одну из ведущих ролей. Головная организация «Союза социально ответственных акционеров» намерена поднять неудобную для руководства тему о деятельности концерна в этой южноамериканской стране.
У крупнейшего автомобильного концерна Европы в Бразилии давняя история. Дочерняя компания «Volkswagen do Brasil» была основана уже в 1953 году. Сегодня здесь размещено пять автозаводов, три из которых находятся в гигантской промышленной зоне в предместьях Сан-Паулу. Рынком сбыта этих предприятий являются страны Южной Америки и Африки, а автомобиль эконом-класса Fox экспортируется в почти все страны мира. В Бразилии у концерна второе по величине представительство после Китая, и это полностью окупается: в настоящее время «Фольксваген» занимает здесь второе место по продажам автомобилей. Специально разработанная для Латинской Америки малолитражка VW Gol (по-португальски «ворота») является самым продаваемым автомобилем в стране, где футбол пользуется бешеной популярностью.


Поэтому грядущий чемпионат мира по футболу концерн намерен использовать как возможность продвижения своей марки. Для этого он привлек шестерых звезд футбола в качестве «послов марки», среди них легендарного нападающего Пеле. То, что может показаться гениальным маркетинговым ходом, вызывает критику «Союза социально ответственных акционеров». Они вспоминают о том, что Пеле в прошлом году пренебрежительно высказывался по отношению к массовым протестам против плохой социальной обстановки в стране.


«Концерн «Фольксваген» должен очень аккуратно подбирать кандидатуры своих рекламных партнеров», — считает председатель союза Маркус Дуфнер. На собрании акционеров он собирается вручить генеральному директору Мартину Винтеркорну письмо с требованиями и список подписей. Параллельно с этим Союз собирается призвать акционеров «Фольксвагена» потребовать объяснений от руководства концерна с связи с поставкой водометов с логотипом VW для военной полиции Рио, которые использовались для разгона массовых протестов около года назад.


Это является прямым нарушением «Принципов корпоративного управления «Фольксваген». «Ответственность за это несут лично г-н Пьех и г-н Винтеркорн, которые были в курсе, кому поставляются технологии концерна, — заявил Кристиан Руссау в Центре научных исследований и документации Чили и Латинской Америки. — Всем известно, что военная полиция Рио де Жанейро пользуется дурной славой вовсем мире».


В бразильской истории «Фольксвагена» уже были подобные «темные страницы». В годы военной диктатуры руководство компании было заинтересовано в сохранении хороших отношений с хунтой. Одна из бразильских газет недавно сообщала о том, что VW do Brasil внедрял шпионов на профсоюзные собрания, чтобы добывать сведения об активистах, после чего передавал эти сведения тайной полиции.


Также, по словам генерального прокурора Клаудио Фонтелеса, в документах секретной службы есть сведения о том, что Volkswagen и его дочерняя компания Scania оказывали финансовую поддержку двум учреждениям, служившим посредниками между бизнесом и репрессивными органами. Позже в этом году концерну пришлось давать показания в связи с участием в махинациях военной диктатуры в рамках расследования Национальной комиссии.


Тем не менее, «Союз социально ответственных акционеров» выступает за раскрытие всех подробностей: «Мы требуем от «Фольксвагена» немедленных объяснений, — сказал Руссау. — Концерн должен признать свои действия и понести за них ответственность».
Von Kurt Stenger